Кошка буланая, или по-другому её называют степная (Felis libyca), может считаться родоначальником нашей домашней кошки. Её открыли в Нубии, в западной части долины Нила, у Амбукола, в пустынной местности, где наряду со скалистыми участками встречаются кустарники. Потом её находили по всему Судану, в Абиссинии, в глубине Африки и даже в Палестине. Матерый самец весит примерно 3,6 килограмм. Длина её тела около 50 сантиметров, хвоста — немного более 25 сантиметров. Эти размеры несколько отличаются от размеров домашней кошки, но всё-таки очень к ним близки. И по облику степная кошка весьма походит на некоторые разновидности домашней. Её мех в верхней части тела имеет бледно-желтую или булано-серую окраску: на загривке и по спинному хребту он рыжее, по бокам светлее, на брюхе совсем беловатый. По всему телу проходят узкие, тёмные, волнообразные поперечные полосы, которые на ногах выступают яснее; на верхней части головы и на затылке заметны 8 узких продольных полос. В некоторых местах тела мех пестрит мелкими чёрными пятнашками. Хвост сверху булано-желтый, снизу белый; завершается он 3 широкими чёрными кольцами и совсем чёрным концом. |
«Кошка,— пишет Эберс в романе «Дочь египетского царя»,— считалась самым священным из всех почитавшихся египтянами животных. Она была неприкосновенной святыней, тогда как другие животные почитались только относительно».
Если в древнем Египте коты почиталась как божество, у древних германцев она считалась прислужницей богини любви Фрейи, возившей по облакам её колесницу. Впоследствии она превратилась в мистическое существо и по настоящее время ещё внушает некоторый суеверный страх.
Исследования предполагают, что кошка впервые была приручена в древнем Египте, а не индийцами и не северными народами. До десятого века она была почти неизвестна Европе. Хотя, в Валлийском своде законов, примерно в 950 году, есть постановление, в котором определяется стоимость домашней кошки и наказания за жестокое обращение с ней. Цена котят, не поймавших еще ни одной мыши, была вдвое меньше цены опытной кошки. Покупатель имел право требовать, чтобы когти, уши и глаза кошки не были повреждены, чтобы она умела ловить мышей и, если это самка, чтобы знала, как воспитывать котят. Если купленное животное оказывалась с изъяном, покупатель мог потребовать с продавца треть цены обратно. Тот, кто воровал или убивал кота в княжеском амбаре, должен был искупить свое преступление, пожертвовав барана или овцу, или же дать столько мер пшеницы, сколько нужно, чтобы засыпать кошку, повешенную за хвост над самой землей.
В наше время кошка водится во всех странах, где люди ведут оседлый образ жизни, за исключением лишь Крайнего Севера.
Геродот сообщает, что когда в Египте случался пожар, то, прежде всего, заботились о том, чтобы спасти котов, а затем уже отправлялись тушить огонь. Смерть же кошки сопровождалось особого рода трауром — обрезанием волос. Если кто-нибудь намеренно или даже нечаянно убивал кошку, его, как убийцу, приговаривали к смертной казни. Диодор был свидетелем, как одного римского гражданина, убившего кошку, египтяне лишили жизни, несмотря на то что правительство, из страха перед могущественными римлянами, принимало все меры, чтобы успокоить народ. Трупы животных искусно бальзамировали и с почетом погребали, обертывая в полотняную пелену.
Изображения кошек и их мумии, обнаруженные при археологических раскопках в Фивах и других древнеегипетских городах, более всего соответствуют булановой кошке и заставляют предполагать, что именно её в древнем Египте держали как домашнюю. Очень может быть, что из Южной Нубии в Египет её занесли священнослужители. Позже она, по-видимому, распространилась в Аравию и Сирию, а затем, через Грецию и Италию, до Западной и Северной Европы. Дальнейшему распространению степной кошки могли помочь европейские путешественники.
|